Регистрация на РИФ.Иннополис и OS DAY

Зарегистрироваться

Юрий Солоделов

Avatar1

Солоделов Юрий, инженер 1-й категории, ГосНИИАС.

Родился в Москве в 1987 году, окончил Московский Авиационный Институт в 2009 году (факультет «Робототехнические и интеллектуальные системы»). В том же году начал работать в ГосНИИАС, где участвовал в НИР по тематике интегрированной модульной авионики.


Применение операционных систем реального времени в интегрированной модульной авионике.

Федосов Евгений Александрович, академик РАН,
Ковернинский Игорь Викторович, Кан Анна Владимировна, Солоделов Юрий Алексеевич, ФГУП Государственный Научно-Исследовательский Институт Авиационных Систем (ГосНИИАС)

ГосНИИАС является координатором отечественной программы ИМА. В рамках этой программы разработан ряд программно-аппаратных комплексов, а также поставлен вопрос о необходимости создания отечественной операционной системы реального времени (ОС РВ) для применения в авиации. В докладе рассматриваются критерии, которым должна отвечать данная ОС РВ, и рассматриваются существующие системы этого класса. Помимо этого освещаются сопутствующие вопросы, которые необходимо решать при разработке отечественной ОС РВ (освоение парадигмы унифицированных компонент, механизмы валидации и верификации).



Проблема проектирования перспективного комплекса бортового оборудования (КБО) относится сегодня к приоритетным направлениям развития авиационной промышленности Российской Федерации.
В настоящее время ГосНИИАС является основным исполнителем и координатором отечественных НИР по созданию открытой сетевой архитектуры КБО на базе высокоинтегрированных мультифункциональных систем, интегрированных радиосистем связи, навигации и наблюдения и общесамолетных систем с применением стандартных унифицированных комплектующих с высокой производительностью и энергоотдачей, с реализацией на них перспективных функций. Концепция Интегрированной модульной авионики (ИМА) разрабатывается и активно используется западными компаниями с 90-х годов; в соответствии с данной концепцией разрабатывалась авионика Airbus A380 и Boeing 787 (ИМА первого поколения), а также продолжают разрабатываться самолеты гражданской авиации. В странах ЕС десятки компаний объединяют усилия в рамках межгосударственных проектов развития ИМА второго поколения (SCARLETT и ASHLEY, в которых ГосНИИАС принимал и принимает активное участие).
Особое внимание уделяется созданию отечественной платформы ИМА второго поколения, которая будет соответствовать зарубежным стандартам и сертифицируемой международными органами. В программе активное участие принимают следующие соисполнители ГосНИИАС, такие как НКБ ВС, г. Таганрог; «Котлин-Новатор» и СПб ОКБ «Электроавтоматика», г. Санкт-Петербург; РПКБ, г. Раменское. Ими был разработан ряд аппаратных платформ и выполнены работы по формированию базового ПО на основе иностранных операционных систем реального времени (ОС РВ).
В рамках отечественной программы ИМА ведется работа с ОС РВ разработки США и ЕС: VxWorks 653 (WindRiver), LynxOS-178 (Lynx Software Technologies), PikeOS (SYSGO). Однако следует обеспечить наличие альтернативы в виде отечественных ОС РВ. Следовательно, открытым остается вопрос об отечественной операционной системе реального времени, которая могла бы применяться на данных аппаратных платформах. Она должна удовлетворять следующим критериям:
• Платформонезависимость (ядро ОС РВ не должно содержать кода, специфичного для конкретной архитектуры или, тем более, конкретной аппаратной платформы).
• Поддержка ряда стандартов (в первую очередь ARINC 653) и интерфейсов (ARINC 429, AFDX — ARINC 664, CAN, MIL-STD-1553).
• Прозрачный механизм адаптации ОС РВ к конкретной аппаратной платформе (написание и доступность кода поддержки платформы, механизм разработки драйверов).
• Возможность работы с графикой (поддержка стандартов OpenGL SC/ES и ARINC 661).
• Возможность сертификации по DO-178 °C (контроль процесса разработки, наличие артефактов, управление конфигурацией и возможность предоставления исходного кода для целей сертификации).
• Развитый инструментарий (IDE)
• Высокая производительность (соответствие зарубежным ОС РВ)
В России в настоящий момент имеется несколько операционных систем реального времени, применяемых в авиационных НИОКР и серийном производстве или находящихся в стадии разработке: в первую очередь это ОС РВ Багет (НИИСИ РАН) и ЭОС (СПб ОКБ «Электроавтоматика»); также можно назвать МОС ОП («ВАИС-Техника»). К сожалению, ни одна из них в настоящий момент не удовлетворяет полностью приведенным выше критериям.
Особое внимание при создании платформонезависимой ОС РВ следует уделить разработке парадигмы унифицированных компонент, которая позволит обеспечить модульность и преемственность технологий, обеспечит существенное снижение затрат на разработку и модернизацию комплексов бортового оборудования. Данная парадигма позволит обеспечить контроль процесса создания и обновления функционала платформы ИМА.
Необходимо создать механизмы валидации и верификации ОС РВ. В рамках НИР ГосНИИАС совместно с ИСП РАН и ОКБ Электроавтоматика разработал инструментарий проверки соответствия стандарту ARINC 653 и оценки быстродействия при выполнении сервисов данного стандарта. В рамках данного НИР ИСП РАН разрабатывает среду для поддержки проектирования и интеграции авионики.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что вопрос создания отечественной ОС РВ является актуальным и потребует формирования кооперации науки и промышленности с участием государства.

Организаторы

Генеральные информационные партнеры

Информация