Регистрация на РИФ.Иннополис и OS DAY

Зарегистрироваться

Илья Мезенцев

Avatar1

Родился в 1982 году в г. Курске. В 2004 году закончил Курский государственный технический университет по специальности Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. С 2004 по 2006 работал инженером-программистом в ФГУП "Курский НИИ МО РФ". С 2007 в ОАО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро". В настоящее время в должности заместителя начальника научно-исследовательского отдела разработки программных продуктов.


Подход к организации работ по консолидации усилий
 специалистов по разработке операционных систем

Операционные системы, применяемые в авиационных системах, обладают рядом технических особенностей. В Российской Федерации сложилось сообщество разработчиков занимающихся развитием данного класса операционных систем, перед которым стоит амбициозная задача — создание продукта, который может быть сертифицирован международными организациями. Доклад посвящен поиску организационных форм консолидации усилий специалистов для решения этой задачи.



Наиболее значимые результаты
ООО «ВАЙС-Техника» принимает участие в разработках отечественных операционных систем. Целевая область применения — бортовые системы для авиации — предъявляет к разрабатываемым системам специфические требования:
⁃  жесткое реальное время;
⁃  соответствие API авиационным стандартам — APEX ARINC-653;
⁃  сертификация процесса разработки по КТ-178С (DO-178 °C);
⁃  обеспечение переносимости программного обеспечения — POSIX совместимость.
Наиболее значимые результаты были получены в реализации требований ARINC-653 на основе операционных систем реального времени (ОС РВ) построенных на принципах микроядерности и модульности для процессорных модулей с архитектурами PowerPC (QorIQ) и Intel Atom. Полученные результаты прошли независимые исследования на соответствие стандарту, проходят испытания в рамках бортовой системы вертолета и используются для портирования на вычислительные модули архитектуры Эльбрус (ЗАО «МЦСТ»), MIPS32 (ЗАО «ПКК Миландр»), «МУЛЬТИКОР» (ОАО НПЦ «ЭЛВИС»).

Кроме того, в рамках работ были реализованы несколько стратегий поддержки многоядерных процессоров. В настоящее время ведется исследовательская работа по оценке реализованных стратегий и определения оптимальных стратегий для различных типов функциональных задач.

Сообщество разработчиков ос рв
Разработчиков ОС РВ для авиационного применения в Российской Федерации не так много. Наибольших успехов достиг НИИСИ РАН, чья разработка — ОС РВ «Багет 3.0» — прошла сертификационные испытания Министерства Обороны и внедрена в перспективные авиационные комплексы. Стоит отметить, что ОС РВ «Багет 2.0» имеет применения как в авиации так и в других областях, где используются системы, критичные по безопасности. Среди разработчиков бортового оборудования выделяется ОАО «РПКБ», которое имеет собственную ОСРВ, применяемую для широкого ряда изделий, разрабатываемых как для МО РФ, так и для иностранного заказчика — RelMK32. В настоящее время ОАО «РПКБ» ведет инвестиционный проект по созданию ОСРВ, которая отвечает современным требованиям. АО «Авиаавтоматика» имени В. В. Тарасова» разрабатывает свою операционную систему — МОС-ОП. ПАО «Компания «Сухой» — авиационный холдинг, который ставит на развитие собственной ОСРВ ОС4000. Стоит отметить отраслевой авиационный институт — ФГУП ГосНИИАС, который является крупнейшим потребителем импортных коммерческих ОСРВ. При его содействии ФГУП «Санкт-Петербургское ОКБ «Электроавтоматика» была разработана ОСРВ для изделий собственного производства.
Отдельное место в сообществе разработчиков ОС РВ занимает ИСП РАН. Обладая высокими компетенциями в области тестирования программного обеспечения ИСП РАН выступает в роли независимого эксперта в области тестирования и исследования ОСРВ на соответствие стандартам.
Насущной проблемой сообщества разработчиков является объединение научных, трудовых и финансовых ресурсов для создания унифицированной операционной система реального времени сертифицированной для применения в гражданской авиации. В настоящее время этому препятствуют такие факторы, как:
⁃  желание разработчика продвигать собственную аппаратную платформу, используя ОСРВ как конкурентное преимущество;
⁃  желание разработчика получения прибыли от продажи лицензии на ОСРВ при практическом отсутствии опыта продажи ПО и сформированного рынка;
⁃  отсутствие требуемых финансовых и трудовых ресурсов у кого-либо из разработчиков для выполнения всего объема работ без кооперации.
Очевидно, что решение этой проблемы позволит не только выполнить задачу импортозамещения, но и позволит:
⁃  представить международному сообществу продукт отечественного производства;
⁃  внедрить в авиационной промышленности современные методы разработки программного обеспечения;
⁃  сформировать пул специалистов, способный решать такие масштабные проекты.

Участники сообщества разработчиков ОСРВ по разному видят пути финансирования решения поставленной задача. Кто-то рассчитывает на бюджетное финансирование в рамках программ по техническому перевооружению промышленности и программ по импортозамещению, кто-то привлекает средства инвесторов, планируя вернуть инвестиции за счет вывода конечного и вспомогательных продуктов на массовые рынки.
Однако, практически все участники сообщества разделяют мнение, что даже при наличии необходимых финансовых ресурсов без кооперации усилий разработчиков поставленную задачу решить не удастся.

Предложения по организации работ
Варианты (одни из вариантов) организации работ лежат в плоскости «коммерческая — некоммерческая» организация, «государственное — негосударственное» финансирование.
По пути «коммерческая организация с государственным финансированием» идут ПАО «Компания «Сухой» и ФГУП ГосНИИАС.
По пути «коммерческая организация с негосударственным финансированием» приняло решение идти ОАО «РПКБ», развивая свою операционную систему реального времени через инвестиционный проект.

Предлагаемый вариант организации работ по кооперации усилий разработчиков основывается на некоммерческой организации (HКО) по созданию операционной системы реального времени для авиационного применения, действующих на следующих принципах:
⁃  формирование модели цепочки добавленной стоимости (ЦДС) НКО на основе квалификационных требований КТ-178С (DO-178 °C);
⁃  определение владельцами процессов в ЦДС организации из сообщества разработчиков ОСРВ обладающей наибольшими компетенциями в данной области;
⁃  все жертвователи НКО входят в попечительских совет, который утверждает стратегию развития и планы работ НКО;
⁃  управление НКО происходит на независимой основе;
⁃  все результаты деятельности НКО являются доступы всему сообществу разработчиков ОСРВ без ограничений и являются открытыми для всех для некоммерческого использования.

Дискуссионным остается вопрос наличия прямого государственного финансирования такой НКО. В случае отсутствия государственного финансирования формирование бюджета НКО должно происходить за счет пожертвований и целевых взносов сообщества разработчиков и сообщества пользователей ОСРВ.

Организаторы

Генеральные информационные партнеры

Информация